Урок «Подготовка реформ»

Кушнерева Юлия Викторовна, учитель истории гимназии № 1567.
Материал предоставлен автором.

Тема рассчитана на один урок.

Цели:
1. Дать учащимся возможность понять комплексность проблем, стоявших перед страной и невозможность выбора решения, устраивавшего всех и не имевшего негативных последствий.
2. Продолжить формирование понятия о взаимосвязи различных сфер жизни общества.
3. Продолжение работы над понятием "социальные интересы".
4. Формирование умения работать в группе.
5. Развитие умения формировать и отстаивать свою точку зрения.
6. Развитие умения ведения дискуссии.
7. Развивать коммуникативные умения
8. Развитие умения прогнозирования возможных последствий принятого решения не только в ближней, но и в отдаленной перспективе.
9. Развитие умения смотреть на события глазами человека эпохи

За несколько дней до урока учащиеся делятся на 4 группы:
1. Помещики черноземной полосы России
2. Помещики нечерноземной полосы России
3. Владельцы текстильных мануфактур и фабрик, работавшие на массового потребителя
4. Руководство военного министерства.

Каждая группа получает задание:
Подготовить и защитить проект закона об отмене крепостного права исходя из интересов своей социальной группы. Для того, чтобы работа носила конструктивный характер, учащиеся должны обязательно определиться по ряду вопросов.
Для этого им выдается бланк (см. Приложение 1) с пунктами, по которым они обязательно должны принять решение.
Для помощи учащимся также выдается памятка с исторической справкой (см. Приложение 2).

На уроке:
Каждая группа представляет свой проект. Учащиеся должны критически оценивать проекты других групп и выявлять те «подводные камни», которые могут возникнуть при их реализации.

Тайм-менеджмент:
представление проекта - 5 минут
выступление в прениях - 1,5 минуты
вопрос - 30 секунд
ответы на вопросы - 3 минуты

Оценивание:
Оценка ставится всей группе.

Критерии:
Баллы прибавляются за:
* Умение видеть результаты и последствия проекта в отдаленной и ближней исторической перспективе
* Знание реальной исторической обстановки России второй половины XIX века
* Умение анализировать положения проектов применительно к реальному историческому контексту
* Контраргументы к позициям противников Баллы отнимаются за:
* некорректность поведения и стиля ведения дискуссии
* нарушение регламента
* отсутствие аргументов в пользу своей точки зрения
* отсутствие «каверзных» вопросов к противникам
* участие в дискуссии лишь отдельных членов группы, «отсиживание» за их спинами балласта группы