Основные даты:
Начало царствования Александра II - 1855
Заявление Александра II о предпочтительности освобождения крестьян «свыше, нежели снизу» - март 1856
Создание Секретного комитета - 1857
Рескрипты В. И. Назимову и П. Н. Игнатьеву - ноябрь 1857
Образование Главного комитета по крестьянскому вопросу - 1858
Создание Редакционных комиссий для рассмотрения проектов крестьянской реформы - 1859
Подписание Александром II Манифеста об отмене крепостного права и «Положений о крестьянах,
вышедших из крепостной зависимости» - 19 февраля 1861
Начало перехода на выкуп - 1863
Закон о принудительном переводе на выкуп - 1881
Важнейшие термины и документы:
Секретный комитет
Главный комитет
Редакционные комиссии
Рескрипты В.И. Назимову и П.Н. Игнатьеву
Уставные грамоты
Мировые посредники
Отрезки
Временнообязанные крестьяне
Крестьяне-собственники
Выкупная операция
Община
Капитализация оброка |
Имена:
Александр II
Н.А. Милютин
С.С. Ланской
Константин Николаевич, великий князь
А.И. Левшин
Ю Ф. Самарин
В.И. Назимов
М Н. Муравьев
П.Н. Игнатьев
П.П. Гагарин
Я.И. Ростовцев
В.Н. Панин
|
Возможные варианты экзаменационных вопросов:
Отмена крепостного права в России.
Падение крепостного права в России.
Реформы 60-х гг. XIX в. в России.
Внутренняя политика России во второй половине XIX в.
Внутренняя политика России в 60-90-х гг. XIX в.
Предпосылки падения крепостного права
В середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьезного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, временами достигавших предельного уровня, за которым, крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение. Распространяемый в черноземных районах перевод крестьян на месячину свидетельствовал о прямой деградации крепостничества и превращении его в неприкрытое рабство. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение поместного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения. В 50-х гг. 2/3 помещичьих имений было заложено и перезаложено.
В то же время в нечерноземной полосе крестьяне все чаще стали заниматься строительством, ремеслом, извозом, наниматься на мануфактуры. В основном за счет сторонних заработков существовали крестьянские семьи и выплачивался оброк. Таким образом, фактически нарушался один из важнейших принципов крепостнической системы - прикрепление крестьян к земле.
Уже складывался капиталистический уклад. В 50-х гг. XIX в. усилилось имущественное расслоение крестьянства. Капиталистые крестьяне арендовали землю (нередко покупали на имя своих господ), основывали мануфактуры и торговые предприятия.
Их имущественное положение пришло в резкое несоответствие с нищетой и бесправием людей, оставшихся в крепостной зависимости.
В промышленности купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, постепенно одерживали верх в конкурентной борьбе над вотчинными и посессионными мануфактурами, использовавшими подневольный труд. В 30-х гг. в России начался промышленный переворот. Однако он сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Большинство рабочих оставались крепостными-отходниками. Поэтому они сохраняли тесные связи с деревней, вынуждены были возвращаться туда во время сельскохозяйственной страды.
К тому же помещик всегда мог отозвать своего крепостного с фабрики. Дальнейшее развитие промышленности требовало отмены крепостного права.
Среди историков нет единства в мнении, исчерпал ли крепостнический строй к середине XIX в. возможности дальнейшего экономического развития. Ясно, однако, что сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих европейских держав. Крепостное право порождало постоянные волнения крестьян. Их выступления были разрозненными, малочисленными, легко подавлялись властями и сами по себе не создавали угрозы свержения существующего строя. Однако постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.
Необходимость отмены крепостного права была ясна значительной части российских правящих кругов уже в 30-40-х гг. XIX в. Но пойти на решительные меры власть не рискнула. Правительство в случае освобождения .крестьян опасалось как массовых волнений, так и недовольства помещиков.
Перелом наступил после позорно проигранной Крымской войны, когда невозможность дальнейшего сохранения крепостного права стала очевидной.
Подготовка отмены крепостного права
Вступление Александра II на престол ознаменовалось переменой политического курса. Были удалены со своих постов наиболее одиозные деятели предыдущего царствования, такие, как Л.В. Дубельт и П.А. Клейнмихель. Постепенно смягчалась цензура, расширялась гласность. В марте 1856 г. царь, выступая перед предводителями дворянства, сказал: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, а от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам. Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого; мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Публичное заявление царя создало новую общественно-политическую ситуацию. До сих пор все проекты освобождения крестьян держали в тайне, чтобы не возбуждать крепостных. К тому же многие консервативно настроенные дворяне полагали, что ликвидация крепостничества повлечет кровопролитные беспорядки и введение политических свобод и конституции.
Предварительная работа по подготовке крестьянской реформы сосредоточилась в Министерстве внутренних дел (МВД) и в специально созданном в 1857 г. Секретном комитете по устройству быта помещичьих крестьян. Власть, желая избежать волнений и ослабить дворянскую оппозицию, стремилась представить инициатором освобождения само поместное дворянство. Однако попытки министра внутренних дел С.С. Ланского и его заместителя (товарища) А.И. Левшина организовать дворянские ходатайства об отмене крепостного права закончились неудачей. Требуемое прошение представил осенью 1857 г. виленский генерал-губернатор В.И. Назимов (литовские дворяне были в большей степени, нежели российские, готовы к отмене крепостного-права, так как знали о преимуществах развития сельского хозяйства в соседних Курляндии, Лифляндии и Эстляндии, где крепостное право было отменено еще в 1816—1819 гг.).
В ответ на ходатайство дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний царь в ноябре 1857 г. направил В.И. Назимову рескрипт, распорядившись создать губернские дворянские комитеты для обсуждения проектов освобождения крестьян. Через несколько дней такой же рескрипт был направлен петербургскому генерал-губернатору П.Н. Игнатьеву. С этого времени обсуждение готовящейся реформы стало гласным. Секретный комитет в 1858 г. был преобразован в Главный комитет по крестьянскому вопросу.
Основным в ходе подготовки отмены крепостного права стал вопрос о наделении освобождаемых крестьян землей. Ходатайства литовских дворян были ориентированы на освобождение крестьян без земли по прибалтийскому образцу (крестьяне получили бы только свои усадьбы). Не исключал такого решения и рескрипт Назимову. Немало сторонников безземельного освобождения было в Главном комитете. МВД, напротив, настаивало на том, чтобы крестьяне получили полевые земельные наделы.
Дворянские проекты можно разделить на три группы. Помещики черноземных губерний, особенно производившие товарный хлеб, стремились сохранить в своих руках как можно больше плодородной земли, поэтому предлагали освободить крестьян без земли или с минимальными наделами.
Помещики нечерноземных губерний соглашались предоставить крестьянам крупные наделы, но рассчитывали получить максимальный выкуп. Это объяснялось тремя причинами. Во-первых, здешние помещики предпочитали сохранить в своих руках только часть земли, но приобрести средства, которые можно было использовать для улучшения малоплодородной почвы. Во-вторых, в большинстве имений нечерноземной полосы не велась барская запашка, не имелось ни скота, ни инвентаря. Для их приобретения также требовались деньги. В-третьих, нечерноземные губернии отличались высоким уровнем промышленного развития. Поэтому крестьяне, получив чрезмерно малые наделы, могли вовсе забросить земледелие и уйти на фабрики.
Наконец, помещики степной полосы, отличавшейся низкой плотностью населения и наличием незанятой земли, готовы были предоставить крестьянам значительные наделы, но требовали на возможно больший срок сохранить барщину.
В марте 1859 г. при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (председатель — Я.И. Ростовцев), которые должны были проанализировать и обобщить предложения губернских комитетов и выработать окончательный проект освобождения крестьян.
В ходе подготовки реформы в Редакционных комиссиях и в Главном комитете происходили острейшие дискуссии между либералами (Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин, великий князь Константин Николаевич, Ю.Ф. Самарин), и крепостниками, настаивавшими на сохранении всей земли в руках помещиков (М.Н. Муравьев, В.Н. Панин, П.П. Гагарин). Последние неоднократно оказывались в большинстве, но царь присоединялся к мнению меньшинства. Победил принцип освобождения крестьян с землей. Решающим стал аргумент Ростовцева: «Отрезывая землю от крестьян, мы зажжем Россию!» В то же время авторы проекта стремились не допустить разорения дворянства.
Отмена крепостного права
Редакционные комиссии завершили работу в октябре 1860 г. Рассмотренный Главным комитетом проект крестьянской реформы был передан на утверждение в Государственный совет. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
В «Положениях» рассматривался вопрос о личной свободе крестьян, наделении их землей и размерах выкупа, уплачиваемого ими за полученную землю.
Крестьяне становились лично свободными людьми. Они могли заключать сделки, приобретать не только движимое, но и недвижимое имущество, вступать в брак, переходить в другие сословия. Однако сохранилось неполноправие крестьянина. Он был подчинен общине (миру), без ее согласия не мог покинуть деревню и избрать иное место жительства. По приговору сельского схода крестьянин мог подвергнуться телесному наказанию. В общине была установлена круговая порука по уплате податей. Община, а не отдельная крестьянская семья считалась и владельцем полученной крестьянами земли.
В основу наделения землей было положено стремление, во-первых, обеспечить крестьян средствами к существованию и тем самым предотвратить их массовую пролетаризацию, чреватую революцией, а во-вторых, обеспечить помещичьи хозяйства рабочими руками. Следовательно, предоставляемый надел заведомо не мог полностью обеспечивать крестьянскую семью.
Если помещик и крестьяне не достигали полюбовного соглашения, то наделение землей проводилось на основе установленных норм. Для каждой местности определялись высшая и низшая норма душевого надела. Если надел, которым крестьянин пользовался до освобождения, был меньше низшей нормы, помещику следовало дополнительно прирезать крестьянину земли. Если надел превышал высшую норму, то излишнюю землю полагалось отрезать. Независимо от величины надела, у помещика должно было остаться не менее 1/3 земли (в степной полосе устанавливалась единая норма надела, помещики там сохраняли не менее 1/2 земли). Таким образом, даже если крестьянские наделы были меньше высшей нормы, но при этом помещику оставалось менее 1/3, земля у крестьян отрезалась. На практике прирезка явилась редким исключением, а отрезки коснулись значительного большинства крестьян. Крестьянское землепользование увеличилось только в 8 западных губерниях, в 27 губерниях оно сократилось и в 9-ти практически не изменилось. В среднем у крестьян было отрезано 20% используемой ими земли, а в отдельных губерниях - до 40%.
Средний размер крестьянских наделов составил 3,4 десятины на душу. Между тем, по подсчетам земских статистиков, в нечерноземной полосе для того, чтобы прокормить семью (без учета уплаты податей), требовалось около 8 десятин. Самые большие наделы получили крестьяне Севера и степных губерний (Самарской, Астраханской), меньше всего — крестьяне черноземной полосы, особенно - Правобережной Украины.
Раздел земли между крестьянами и помещиками надлежало производить на основе уставных грамот, составление которых должно было завершиться через два года, в 1863 г. Для урегулирования споров между крестьянами и помещиками создавался институт мировых посредников из числа только дворян данного уезда. Мировыми посредниками стали многие представители либеральной и демократической интеллигенции того времени, видевшие в этой работе способ послужить народу. Но немало нашлось и тех, кто в силу сословной солидарности стремился обеспечить помещикам односторонние преимущества.
В ходе раздела земли помещики постарались удержать в своих руках лучшие и наиболее удобные земли, уступив крестьянам «песочки». К тому же в руках помещиков сохранилась большая часть лесов, пастбищ и сенокосов, что заставило крестьян арендовать эти угодья. Бывшие дворовые и крепостные мелкопоместных помещиков, а также посессионные рабочие вообще не получили земли. В черноземной полосе широкое распространение получили так называемые дарственные наделы. В отличие от обычных они давались крестьянам без выкупа, но зато и составляли 1/4 нормального надела.
За полученную землю крестьяне (за исключением дарственников) должны были по-прежнему выполнять повинности в пользу помещика: работать на барщине или платить оброк. Через два года барщинные крестьяне имели право перейти на оброк. Перевод с оброка на барщину был запрещен. После составления уставных грамот, т. е. начиная с 1863 г., помещик мог (но не был обязан) перевести крестьян на выкуп. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным. Перевод на выкуп растянулся на многие годы. К 1881 г. около 15% крестьян еще оставались временнообязанными. Принятый в 1881 г. закон обязал помещиков перевести всех крестьян на выкуп начиная с 1883 г. Полностью этот переход был завершен в 1895 г.
С переходом на выкуп крестьянин получал наименование крестьянина-собственника, хотя по-прежнему не имел права продавать надел. Размер выкупа зависел не от цены земли, а от величины оброка. Сумма выкупа определялась таким образом, чтобы, будучи положена в банк, она приносила проценты, равные ежегодному оброку. Такой порядок называется капитализацией оброка из 6% - обычных для банков того времени. В промышленных губерниях оброк за высший надел составлял 10 руб. В этом случае крестьянин должен был заплатить 166 руб. 66 коп. В то время как рыночная стоимость крестьянских наделов в средних ценах 1863-1872 гг. составляла 648 млн руб., общая сумма выкупа равнялась 867 млн.
Очевидно, крестьянин был не в состоянии выплатить сразу всю сумму выкупа. Поэтому он выплачивал 20% (иногда вместо этого занимался отработкой), а 80% - государство. Оно, естественно, расплачивалось с помещиками не живыми деньгами, а ценными бумагами, обеспечивающими доход, равный утраченному оброку. Средства, выплаченные государством, были предоставлены крестьянам в ссуду под 6% годовых сроком на 49 лет. Таким образом, в результате выкупной операции крестьяне должны были уплатить почти тройную сумму первоначально определенного выкупа (294%).
Из-за накопившихся недоимок в 1882 г. выкупные платежи были снижены, а с 1907 г. вообще отменены. Тем не менее крестьяне успели уплатить 1,5 млрд руб. Превышение суммы выкупа над рыночной стоимостью земли крестьян означает, что фактически пришлось заплатить не только за землю, но и за личное освобождение.
Главной проблемой пореформенной деревни оказалось малоземелье и несоответствие наделов чрезмерно высоким платежам.
Помещичьи крестьяне составляли приблизительно половину всех крестьян России. В 1863 г. было проведено наделение землей удельных крестьян (находившихся в собственности царской фамилии), освобожденных от личной зависимости еще в 1858 г. Наделы удельных крестьян составили в среднем 4,8 десятины на душу. В 1863-1865 гг. они были переведены на выкуп.
В 1866 г. был принят закон о поземельном устройстве государственных крестьян. На выкуп они перешли в 1886 г. Государственные крестьяне получили самые большие наделы - в среднем 5,9 десятины на душу. Однако даже наделы удельных и государственных крестьян были недостаточны.
Отношение крестьян к реформе
Крестьяне были разочарованы реформой. Более того, в отдельных случаях они сочли, что помещики скрыли от них истинную царскую волю. В результате 1861 г. ознаменовался массовыми крестьянскими волнениями. Если в 1857- 1860 гг. произошло около 2000 крестьянских выступлений, то в 1861 г. - почти 1900. Свыше 900 раз пришлось вмешиваться войскам. Наиболее известны восстания в селе Бездна Казанской губернии (4 тыс. участников), в селе Чёрногай и деревне Кандеевка Пензенской губернии (17 тыс.). В обоих случаях крестьяне, ссылаясь на «подлинную» царскую грамоту, требовали передать им всю землю, отказывались работать на помещика. Волнения были жестоко подавлены, имелись многочисленные жертвы.
В 1862 г. массовый характер приобрел отказ от подписания уставных грамот, свыше 800 раз происходили волнения, более половины которых потребовали вмешательства войск. В 1863 г. состоялось свыше 500 волнений. Лишь в 1864 г. крестьянское Движение пошло на убыль.
Значение отмены крепостного права
Крестьянская реформа была во многом проведена по-крепостнически. Крестьян поставили в крайне тяжелые Условия. Однако не следует забывать, что в тогдашней России просто не было общественных сил, которые могли бы настоять на осуществлении реформы на иных, более благоприятных для крестьян принципах. Инициатива принятия реформы принадлежала государству, а основной движущей силой ее проведения явилась либеральная бюрократия.
Несмотря на все свои недостатки, крестьянская реформа имела огромное прогрессивное значение. Почти 24 млн крепостных обрели личную свободу, избавились от унизительной рабской зависимости. Отмена крепостного права привела к значительному расширению рынка рабочей силы, способствовала притоку населения в города и росту промышленности. Она сделала неизбежной буржуазную перестройку сельского хозяйства. Освобождение крестьянства повлекло за собой обширные политико-правовые реформы. Россия начала превращаться из феодально-крепостнической в буржуазную страну.
Обратить внимание
Важно соблюсти четкую последовательность при ответе: экономические предпосылки - политические предпосылки - подготовка реформы - содержание «Положений» 19 февраля 1861 г. - значение реформы.
Следует показать, что проекты реформы изменялись с течением времени, причем на всем протяжении подготовительного периода велась ожесточенная борьба между либералами и крепостниками. Верховная власть в целом поддерживала либеральное крыло бюрократии.
Необходимо помнить, что крестьяне переставали считаться временнообязанными уже в момент перехода на выкуп, а не после окончания выкупных платежей.
Если вопрос в билете требует освещения внутренней политики России во второй половине XIX в., материал о крестьянской реформе станет первой частью ответа.
|