Отмена крепостного права

Текст дан по книге:
Кириллов В.В. История России 1800-2002 гг.: поурочные методические разработки и сценарии уроков
/ В.В. Кириллов, М.Н. Чернова. - Ростов н/Д., 2002. - С. 91-95.

Задачи урока
На основе известных фактов отставания России от развитых стран мира подвести к пониманию губительного воздействия крепостного права и необходимости его отмены в XIX в. Сформулировать представление о предполагаемых проектах отмены крепостного права и сопоставить их с положениями реформы. Дать оценку крестьянской реформе 1861 г. и определить ее значение для дальнейшего развития страны.
Урок призван способствовать выработке у школьников научно-исследовательского подхода к историческому процессу при работе с источниками и использовании на уроке «альтернативных ситуаций».
План изучаемой темы
1. Предпосылки отмены крепостного права.
2. Александр П. Подготовка отмены крепостного права.
3. Манифест 19 февраля 1861 г.
4. Значение отмены крепостного права для развития России и ее последствия.
Оборудование урока
Настенная карта «Российская империя с начала XIX века до 1861 г.», сборник документов «Реформы 60-70-х годов в России».

Ход урока

Учитель начинает урок с констатации факта: аграрный вопрос к середине XIX в. стал самой острой и болезненной проблемой в российском государстве. Россия оставалась единственной страной в Европе, где сохранилось крепостное право.
Учитель подчеркивает, что сохранение крепостного права было обусловлено спецификой самодержавной власти в России, которая учитывала прежде всего интересы дворянства, составлявшего ее социальную опору.
Наличие крепостной зависимости значительной части населения не только рассматривалось как признак отсталости России, но и подрывало престиж страны на международной арене.
К середине XIX в. окончательно созрели предпосылки отмены крепостного права. Если в XVII-XVIII вв. крепостническая система способствовала развитию хозяйства страны, то к середине XIX столетия она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, переживая упадок, вынуждало правительство материально поддерживать его.
Крепостное право препятствовало накоплению капиталов, формированию рынка свободной рабочей силы, не способствовало развитию внутреннего рынка. Крестьяне выступали в различных формах против крепостной зависимости, превращая крепостническую систему в «пороховой погреб под государством».
Политической предпосылкой отмены крепостного права стало поражение России в Крымской войне, а вместе с ним - и утрата Россией авторитета на международной арене.
Учитель предлагает обобщить изложенные факты и вместе с учащимися формулирует вывод: отмена крепостного права была обусловлена целым комплексом предпосылок - политических, экономических, социальных и нравственных.
Вывод записывается в тетради.

Вопрос для обсуждения
Какие попытки решения крестьянского вопроса предпринимались во времена правления Александра I и Николая I?
Обращаем внимание учащихся на то, что 60-70 годы XIX в. отмечены модернизационными преобразованиями в различных странах мира: отмена рабства и гражданская война в США 1861-1865 гг., завершение объединения Италии и Германии, революция Мэйдзи в Японии в 1867-1868 гг.
Характеризуя в рамках материала учебника личность Александра II, следует обратить внимание на то, что в отличие от своего отца, Николая I, Александр был довольно хорошо подготовлен к управлению государством. Он вступил на престол в 37 лет.
Можно предложить учащимся подумать над вопросом, что присуще людям этого возраста (это, в основном, возраст родителей учеников). Учитель подчеркнет, что и наличие житейского опыта, и желание, и силы что-то изменить, стремление к чему-то новому наряду с учетом итогов пре¬дыдущего царствования способствовали тому, что Александр II стал одним из инициаторов освобождения крестьян. В историю он вошел как царь-освободитель.

Подготовка крестьянской реформы изучается в учебных группах
Класс делится на пять учебных групп. Трем группам предлагается на основе работы с документами сформулировать варианты проектов решения аграрного вопроса:
а) крепостниками; б) либералами; в) представителями революционного лагеря.
Сравнение проектов можно производить по вопросам:
а) о крестьянских наделах; б) о выкупах; в) о сроках освобождения.
Проекты могут быть представлены в виде выступлений на заседании главного комитета по крестьянской реформе или в виде статей, опубликованных в журналах: а) «Журнал земледельцев»; б) «Русский вестник»; в) «Современник», «Колокол».

Подобная форма работы представляет интерес, так как не только развивает историческое мышление учащихся, умение грамотно излагать свои мысли в письменном виде, работать в группе, но и расширяет их представление о печатных органах, издававшихся в то время в России.
В качестве источников могут быть рекомендованы документы из пакета-комплекта документальных материалов «Эпоха реформ 1860 гг. в России» (под ред. Д.И. Полторак. М., 1993.)
Четвертая группа - «правительство» - должна выбрать приемлемый для нее проект и обосновать свое решение.
Пятая группа - «эксперты» - анализирует условия, при которых возможно принятие каждого из трех проектов, оценивает правильность изложения позиций по группам и «правительственный» выбор.

Организуя подобную работу, учитель должен обратить внимание на различную степень сложности заданий и, исходя из этого, продумать состав групп.
Выполнение задания школьники осуществляют поэтапно в соответствии со следующими рекомендациями (памяткой):
1. Сформулируйте сущность каждого из предлагаемых путей решения.
2. Выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых вариантов.
3. Определите свое отношение к ним.
4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути.
5. Покажите достоинства и недостатки отвергнутого пути развития.
6. Оцените произошедший выбор.

Итогом работы станет вывод о том, что на исход событий (выбор пути) влияют объективные и субъективные факторы, а именно: экономические потребности (объективные) и расстановка политических сил, интеллектуальные и волевые качества человека или группы людей, прочность позиций руководителей государства и т.д. (субъективный фактор).
Следующий этап работы - изучение содержания «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
(документы 25-37, 39-40, 44).
Класс рекомендуется разделить на четыре группы для работы с документами (возможно привлечение текста учебника).
1-й группе предлагается задание: оценить реформу 1861 г. с позиций крестьянства (документы № 35-37, 44, 45).
2-й группе - взглянуть на реформу глазами помещиков.
3-й группе - сравнить рассмотренные ранее проекты реформы с ее положениями. Какие предложения были реализованы наиболее полно? Какие не выполнены вовсе? Аргументируйте свои выводы.
4-й группе - определить буржуазные и крепостнические черты реформы и их влияние на развитие экономики. Итогом работы данной группы может стать таблица:

Основные черты реформы 1861 г.

Черты, содействовавшие буржуазному развитию

Крепостнические черты реформы

Влияние на развитие экономики

Изучение крестьянской реформы завершается беседой, в ходе которой формулируется вывод о значении отмены крепостного права.
Реформа расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, однако она носила половинчатый характер. Это был сложный компромисс между государством и обществом в целом, между помещиками и крестьянами, между различными общественно-политическими течениями. Положение крестьян после освобождения характеризовалось малоземельем, нищетой и экономической зависимостью от помещиков. Реформа не решила аграрный вопрос в России, который продолжал оставаться наиболее острым во второй половине XIX - начале XX в.